reylana (reylana) wrote,
reylana
reylana

Categories:

Как делать офорт:)

Муж на 8 марта подарил мастер-класс по созданию офорта в одной из московский школ иллюстрации. Двухдневный) как раз на прошедших выходных. Так что я два дня моталась в столицу, работала с медью, хлористым железом и офортным станком. Это было очень круто, интересно и познавательно)

Эстамп, изначальный эскиз тоже мой, Прага. Техники - травлёный штрих, акватинта и сухая игла

Что такое офорт? Это один из видов гравюры. Оказывается, я очень мало знала о гравюре в целом. Во-первых, существует три вида печати - высокая (штампы, линогравюра и всё, что накатывается на выступающие части доски), глубокая (офорт, краска забивается в углубления, а потом под прессом оттуда выдавливается на бумагу) и плоская (литография, монотипия). + трафареты, к которым относят и шелкографию.
Юлиана рассказывает нам теоретическую часть


Гравировка тоже бывает нескольких видов - прямая (сухая игла, резцовая гравюра, мецотинта) и химическая (травленый штрих, акватинта, резерваш, открытое травление...). Мы в основном химичили)
Сначала выбирали, что кто будет травить - преподавательница принесла на выбор кучу картинок, в основном - ботаническую иллюстрацию. Я решила выпендриться и попытаться "заофортить" один из своих пражских скетчей. Его отсканировали, отразили - и, собственно, можно было начинать работу.
Подготовленная к работе медная доска


1) обработать медь (можно использовать не только медь, впрочем, но и, например, латунь или цинк) - зашкурить края, закруглить углы, отполировать в меру сил своих

2) обезжирить и закрыть заднюю сторону - лаком или чем-то специально-клейким. Покрыть сверху специальным лаком - как вариант, подкрашенным воском

3) На воске процарапывается рисунок - так, чтобы доставать до меди. Со сложными рисунками мы прикладывали наши отзеркаленные картинки, накалывали основные точки, а потом уже дорабатывали картинку, просто ориентируясь на изначальный эскиз. Потом, во второй день, я ещё травила скетч кошака - там обошлась без предварительного накалывания, сразу по лаку железкой рисовала.

4) Работа проверяется, если сцарапнули что-то лишнее - на этом этапе можно закрыть это лаком.

5) Опускаем доску в раствор хлористого железа (мин на 15-20 - но все зависит от того, насколько глубокий протрав нам нужен), достаем, промываем, смываем лак
Доска с Прагой после первого протрава

При необходимости доска дорабатывается - делаются новые протравы, создаётся фон акватинтой (доска посыпается крошкой канифоли, подплавляется, места, которые должны остаться светлыми, покрываются лаком, все опускается опять в раствор хлористого железа) или открытым травлением... В общем, мы развлекались, как могли.
Немного инструментов


Во второй день мы занимались в основном печатью. Понятно, что мы не соблюдали все-все заветы старых мастеров и наш технологический процесс был максимально упрощён - периодически использовались перчатки, для втирания краски пользовались не только ладонями, но и газетами и т.д. Зато бумага была хорошая, офортная от Фабриано - ее надо предварительно вымачивать в воде, но не очень долго - хватит и 20 минут. А вот если использовать, например, акварельную, срок будет куда дольше - чуть ли не до суток, чтобы клей вышел и все в этом роде. Кстати, Фабриано даёт гарантию в 200 лет, вроде бы, на сохранность офорта на своей специальной бумаге - при условии использования еще и качественных красок, конечно.

Процесс втирания офортной краски


Печатается всё это дело на специальном офортном станке - кладётся табличка лицом вверх, на неё - подсушенная бумага, накрывается войлоком или чем-то в этом роде и все это прокатывается по прессом.

Офортный станок, доска и эстамп


Краски можно использовать как специальные офортные, так и типографские, а также масло - при условии, что оно немного полежит на какой-то ненужной бумаге и само масло оттуда немного впитается в подложку. Цвета можно смешивать. Я делала отпечатки с доски с Прагой, а потом быстренько вытравила бабушкиного кота и работала также с ним.

Собственно, кот


В итоге у меня десяток оттисков Праги и шесть - кота. А ещё несколько картинок, сделанных с дощечек преподавательницы

Маленькие доски называют "тараканчиками"
Как я это всё домой везла - отдельная история. Все же недосохшее... А, сушить надо под прессом, кстати. В итоге каждую работу прокладывала газетами, кое-как замотала в мешок, а дома заменила газеты и вновь положила под пресс. Теперь надо будет найти время, чтобы всё это богатство обработать (не везде ровно бумагу на доску накладывала - придётся края обрезать, сделать для них паспарту и оформить в рамочки. И раздарить:)
Пробовала печатать маслом - голубая ФЦ


то же самое, но уже офортной краской - использовала сепию

В целом работать с гравюрами было очень интересно - но за неименеем дома станка, который стоит каких-то немерянных денег, придётся пока что положить этот опыт на полку.
Tags: гравюра, иллюстрации, история искусств, мастер-класс, мое творчество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments